Конкурс проводится с 2006 года
при поддержке полномочного представителя
Президента Российской Федерации в
Сибирском федеральном округе

Долой электронное недоверие!

Номинация, категория: «Цифровая Сибирь», Автор печатного/интернет-СМИ
СМИ, регион: «Комсомольская правда - Томск», Томская область
сайт медиа-ресурса
Автор: Чернозубенко Светлана
Опубликовано: 26.09.2017
Массовое внедрение информационных технологий в работу органов власти началось в России полтора десятилетия назад. Однако до сих пор оценить все преимущества электронного правительства нам мешают то ли скепсис по отношению к государственным инициативам, то ли застарелая привычка подтверждать свое существование, от рождения до кончины, кипой бумажных документов.
 
Регистрируемся все

«Электронное недоверие»: такое выражение мне попалось в статье, посвященной цифровизации российской экономики. Пожалуй, в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг подобное отношение рядового гражданина ко всяким «компьютерным штучкам» и служит главным тормозом.

Автор этих строк решила на собственном опыте убедиться: обращение в многофункциональный центр «Мои документы» - это действительно быстро, удобно и даже выгодно, а регистрация на федеральном портале gosuslugi.ru открывает перед получателем невиданные доселе возможности. Отнюдь не виртуальные, заметьте. 

По месту проживания мне было удобнее обратиться в отдел Томского областного МФЦ по Ленинскому району. Хотя посетителям предоставлена свобода выбора, и в этом отличие центра «Мои документы» от традиционных казенных учреждений: человек не привязан пропиской к конкретному адресу и может получить услугу в любом филиале.

В МФЦ действует система электронной очереди - можно записаться на прием предварительно либо просто прийти, взять талон и в комфортных условиях подождать, когда тебя примет специалист. В зале ожидания стоят мягкие диваны, работает кондиционер, есть необходимые удобства, а персонал исключительно корректен.

Надо сказать, несколько раньше я уже пыталась самостоятельно зарегистрироваться на портале «Госуслуги», но на каком-то пункте споткнулась и до конца дело не довела. Это обстоятельство обнаружилось, когда оператор любезно предложила мне пройти регистрацию. А состоит она из трех этапов, поскольку существует три вида учетной записи – упрощенная, стандартная и подтвержденная.

Для начала достаточно указать в регистрационной форме свое имя и фамилию, мобильный телефон или электронную почту - и после клика на кнопку регистрации вы получите ссылку на страницу оформления пароля.

Чтобы заполнить профиль пользователя и создать стандартную запись, необходимы данные паспорта и СНИЛС (страховое пенсионное свидетельство зеленого цвета с длинным номером). Сегодня в России этих двух документов достаточно, чтобы стать полноправным электронным гражданином.

Наконец, этап третий – это подтверждение личности и создание подтвержденной учетной записи, открывающей полный доступ ко всем электронным государственным услугам, включая финансовые операции. Выполнить ответственную процедуру можно самостоятельно, получив код подтверждения личности по электронке, а еще лучше - непосредственно в центре обслуживания, где всегда подскажут и помогут. «Все получилось! Вы стали обладателем «Личного кабинета» на портале госуслуг», - поздравила меня замначальника отдела МФЦ по Ленинскому району Надежда Болобоненко.

Между прочим, первый опыт «электронного гражданства» преподнес сюрприз в виде задолженности по налогу на недвижимость. Плюсом послужило то, что оплатить его можно было, не вставая с кресла (ну, или распечатать квитанцию и отправиться в банк, если кому-то бумажный вариант пока предпочтительнее).

NB! Регистрация на портале «Госуслуги» является бесплатной. Для нее необходимы паспорт гражданина РФ; СНИЛС; действующая электронная почта и номер мобильного телефона; доступ в Интернет.
 
Практика для «чайника»

Что еще важно: одноразовый пароль, который вы получаете по электронной почте, обязательно нужно заменить на постоянный, уникальный. Но если потом забыли заветный код, не стесняйтесь зайти в любой МФЦ – его восстановят буквально за пять минут. 

Чем больше данных добавит пользователь в «Личный кабинет» на портале gosuslugi.ru, тем больше услуг сможет впоследствии получить. Об этом главный эксперт отдела МФЦ по Ленинскому району Михаил Хилов сообщил мне в ходе первого знакомства с порталом.

Существует специальная аббревиатура СМЭВ, то есть «Система межведомственного электронного взаимодействия». Это означает, что МФЦ может запросить – и получить! - любую информацию, которая содержится в базах данных государственных и муниципальных органов.

Достаточно длинный каталог услуг содержит немало познавательного. Скажем, кликнув на соответствующий баннер, через пару минут я получила всю раскладку по своим пенсионным платежам (оставлю на совести работодателей недоплаченные за меня взносы, это уже совсем другая история).

В качестве практики для «чайника» ваша покорная слуга выбрала оформление заграничного паспорта нового образца. Давнее обращение в местную Федеральную службу миграции запомнилось как нечто долгое и унылое, так что при получении очередного документа захотелось, что называется, почувствовать разницу.

Предвижу возражения: мол, оформить паспорт по старинке, без биометрии, обойдется дешевле. Но «фишка» в том, что пользователям, зарегистрированным на портале госуслуг, предоставляется приличная скидка при оплате ряда пошлин и даже штрафов. Право, грех было не воспользоваться!..

Впрочем, пройдя ликбез под руководством терпеливых сотрудников МФЦ «Мои документы», заполнением заявления в электронном виде я занималась уже самостоятельно, устроившись за домашним компьютером. Кто хоть раз получал заграничный паспорт и заполнял бумажную анкету, где нельзя допустить ни одной помарки, не забудет эти мучения. Другое дело – электронный вариант, который можно править сколько душе угодно.

Разве что с «забиванием» в форму собственной фотографии вышла некоторая заминка, но с третьей попытки анкета была готова. Клик – и заявление отправилось по назначению. Теперь осталось в назначенный день прийти в ФМС, чтобы сфотографироваться, «откатать пальчики» и отдать документы. Ну а через пару недель, глядишь, можно будет получить готовый паспорт.

NB!  Бывают ситуации, когда вам срочно нужен номер полиса ОМС, данные вашего авто и т. п. Выручит «Личный кабинет» на портале госуслуг (при условии, что вы ранее внесли туда все необходимые данные). 

Компетентно

Игорь Култаев, директор ОГКУ «Томский областной МФЦ»:

- Не стоит бояться за сохранность персональных данных, которые вы вносите на портал www.gosuslugi.ru. Ответственность за них несет государство со всеми его возможностями и полномочиями в этой сфере, и здесь защита информации находится на высочайшем уровне. Сделать личные данные достоянием нежелательных лиц можно только по собственной халатности, если не следовать инструкциям.
 
Справка «КП»

В настоящее время 91,43% жителей Томской области имеют доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна». По итогам II квартала 2017 года область вошла в группу регионов с высокой эффективностью организации предоставления услуг по принципу «одного окна» в рейтинге, составленном проектным офисом Минэкономразвития РФ. Оценка Томской области составила 86,39%, что выше среднего показателя по России (78,84%).

Вернуться

©2006-2018 «Сибирь.ПРО»
sibirpro@sfo.rsnet.ru
Все контакты